Опера «Моцарт и Сальери» авторства знаменитого Николая Римского-Корсакова
Сцены в жанре драмы поставлены по одноименному произведению великого Александра Пушкина.
В качестве дирижера - Андрей Чистяков. Режиссер - Алексей Масленников. Декорации - Сергей Бархин. Костюмер - Татьяна Бархина. Постановочное освещение - Дамир Исмагилов.
Впервые спектакль был представлен зрителям на сцене 16 марта 1999 года.
Постановка идет на протяжении 2 часов. Показывается вместе с балетом «Шопениана».
Описание
Эпизод 1.
Сальери несчастен. Ему, столь тяжкими усилиями добившемуся известности и признания, приходят на ум удручающие раздумья. В сердце Сальери
пробуждается змея зависти к бесконечно талантливому Моцарту. В мыслях он восклицает, обращаясь к небу:
"Где ж правота?» Композитор полагает, что гений пришел не к тому человеку. Он, Сальери, жертвенно и пламенно любит свое дело, готов трудиться и день
и ночь, лишь бы достичь успеха. Однако все его моления, обращенные к высшим силам, напрасны – талант пришел к «безумцу, праздному гуляке».
Появляется и источник его тяжких мыслей. Моцарт ведет за собой слепого старца, который играл на скрипке в харчевне мотив из
"Свадьбы Фигаро". Желая посмешить друга, композитор обращается к старику с просьбой сыграть "что-нибудь из Моцарта". В ответ тот наигрывает арию из
"Дон Жуана". Однако Сальери не в восторге от затеи – он с яростью прогоняет старика, заявляя, что тот уродует произведение.
Веселый Моцарт желает показать другу последнюю «безделицу». Слушая великолепную игру на фортепиано, Сальери восклицает:
"Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!»
Он сравнивает композитора с божеством. Сальери предлагает другу сходить откушать в харчевне. Моцарт соглашается и уходит прочь по
своим делам. Влекомый завистью, Сальери готов совершить злодеяние – отравить лучшего друга. Он полагает, что высшие силы выбрали его, чтобы
остановить Моцарта. Иначе, грезится композитору, погиб не только он, но и все остальные «служители музыки», истинные труженики на благо этого
искусства.
Эпизод 2.
Действие происходит в харчевне Золотого льва. Два друга, наслаждаясь вкусной трапезой, ведут неспешную беседу. Однако на душе Моцарта неспокойно.
Его волнует образ загадочного незнакомца в черном. Он пришел недавно к композитору и попросил написать реквием - заупокойную мессу. Моцарт открывает
душу, как ему кажется, лучшему другу, говоря о том, что думает об этом черном человеке день и ночь, и он, похоже, «всюду как тень гонится» за ним.
Сальери старается отвлечь соратника от таких плохих мыслей. Тайком он подливает яд в стакан композитора. Пребывая в глубокой
задумчивости, Моцарт выпивает напиток и исполняет отрывок из реквиема. На глазах Сальери появляются слезы. Внезапно почувствовав острое недомогание,
Моцарт покидает друга.
Опять не дают покоя, жестоко терзают душу Сальери сомнения. Неужто, и впрямь, как случайно обмолвился Моцарт, "гений и злодейство
- две вещи несовместные"?