Опера «Борис Годунов» композитора Модеста Мусоргского, поставленная в 1948 году
Либретто его же авторства, написанное по одноименному произведению Александра Пушкина.
Показывается под редакцией и инструментовкой Николая Римского-Корсакова. Что же касается сцены "У Василия
Блаженного", она поставлена в инструментовке Михаила Ипполитова-Иванова.
Дирижером выступил Николай Голованов.
В качестве режиссера - Леонид Баратов. Оформление сцены - Федор Федоровский. Хореография - Леонид Лавровский.
Впервые спектакль показывался 16 декабря 1948 года.
Реконструкцией декораций занималась Нонна Федоровская.
Постановка идет на протяжении 4 часов с тремя антрактами.
Описание
Пролог
Эпизод 1. Толпы людей стоят около монолитных стен московского Новодевичьего монастыря. Тут заперся боярин Борис Годунов – ушел из жизни правитель Федор,
не оставив наследника. Всем ясно, что воссесть на престол должен боярин, однако он не спешит давать согласие, желая не попасть под подозрение в
захвате власти.
Пристав велит упрашивать Бориса, чтобы он решился на свое избрание. Слезные мольбы раздаются повсюду, однако думный дьяк Щелкалов
говорит, что Годунов не дает ответа.
Эпизод 2. Действие происходит на площади перед кремлевским Успенским собором. Слышен перезвон колоколов, возвещающий о том, что Годунов становится царем.
Однако на лице его не видно улыбки. В душе его – волнение, вызванное каким-то неясным, но очень недобрым предчувствием.
А в это время все те же колокола возвеличивают радостный момент и раздаются восхваления новому помазаннику.
Действие I
Эпизод первый.
На дворе темно. В Чудовом монастыре, запершись в своей глухой келье, старец Пимен пишет летопись, раскрывающую настоящую историю России. Он
проливает свет на тайну лишения жизни царевича Димитрия небезызвестным Годуновым – а все потому, что мальчуган мешал ему занять трон. Пробуждается
молодой инок Григорий, который проводит дни в келье вместе с Пименом. Он внимает речи монаха, и в его душу врываются страсти, желание власти. В
голове у Григория возникает мысль окрестить себя царевичем и бороться против Годунова. Инока возмущает то, что все пали ниц перед новоявленным царем
и боятся напомнить Борису о том, какой ценой он воссел на престол.
Эпизод второй.
Граница с Литвой, корчма. Именно сюда, к жизнерадостной хулиганке-хозяйке пришли несколько сбежавших из монастыря иноков – Мисаил, Варлаам и
Григорий. Алкоголик и обжора Варлаам вовсю распевает удалую песенку о завоевании Казани. Григорий пытается выяснить у хозяйки, как минуть охранные
пограничные посты. В корчме появляется пристав, идущий по следу сбежавшего инока Григория Отрепьева. Они следуют царскому приказу – захватить и
привести. Монах, пробуя выдать себя за другого человека и замечая, что на его комедию никто не ведется, выпрыгивает в окно и убегает от
преследователей.
Действие II
Эпизод третий.
Царевич Федор, сидя в кремлевском тереме, созерцает единственную в своем роде карту России, названную "Книгой большого чертежа". Тоска охватила
сердце дочери Годунова Ксении – она скорбит по безвременно отошедшему в мир жениху, датскому королевичу. Пытаясь прогнать печаль, старая мамка
веселит ее забавной присказкой. Приходит отец, ласково обращается к своим чадам, радуется, что Федору интересна книжная премудрость.
Однако грусть не покидает и его сердце. Даже будучи среди родных, он не может забыть о тяжкой беде, навалившейся на Русь, –
выкашивающем людей, как траву, голоде. И во всем этом страдающий народ обвиняет царя.
Душа болит, и из уст царя вырываются слова мольбы, желания, чтобы хоть один «луч отрадный» промелькнул, хоть что-то изменилось бы
к лучшему.
К Годунову подходит боярин Шуйский. Он, шельмец, глава крамольных бояр, замышляющий провернуть свои темные делишки, принес
новость: в Литве некий самозванец величает себя царевичем Димитрием. Все главы Литовского государства - король, паны и папа римский – поддерживают
его в стремлении «вернуть престол».
Годунов просит боярина признаться ему, действительно ли младенец, умерший в Угличе, царевич. Шуйский, получая истинное
наслаждение от страданий венценосного правителя, рассказывает ему о виде раны на шее малыша, о том, какая улыбка перед смертью была на его устах.
Боярин уходит восвояси. Борису кажется, что он видит привидение мертвого Димитрия.
Действие III
Эпизод четвертый.
Сандомирский воевода Мнишек устраивает бал. Польские паны собираются брать силой Москву. Они желают видеть во главе государства Российского
сбежавшего в Польшу самозванца. За царевича, спасшегося по счастливой случайности, выдает себя бывший инок Григорий. На стороне панов стоит и
тщеславная дочь воеводы – прелестница Марина, стремящаяся быть женой будущего царя.
Вот и пришел момент встречи пылающего к Марине чувствами Григория и польской красавицы. Но черствые, расчетливые слова девушки и
ее открытое желание воссесть на престол рядом с правителем на некоторое время охлаждают пыл самозванца. Осознав, что перестаралась, выказывая свои
истинные стремления, Марина признается ему в любви, пытаясь вдохновить монаха, и это у нее прекрасно получается. Иезуит Рангони радуется успехам
девушки.
Эпизод пятый.
Светает. На дворе зима. Действие происходит на площади перед московским собором имени Василия Блаженного. Изголодавшийся народ радуется победам
Григория над полками Бориса. Появляется юродивый. Злые мальчишки обступают его и отбирают денежку. На пороге собора возникает царь. Народ обращается
к царю с просьбой дать хлеба. Юродивый же говорит Борису, чтобы он приказал убить, как убил царевича. Бояре хотят схватить и наказать юродивого,
однако Годунов не дает им этого сделать, наказывая ему молиться за царя. Но юродивый отвечает, что «Богородица не велит»…
Действие IV
Эпизод шестой.
Кромы, лес. Ночь властвует над миром. Крестьяне, взбунтовавшиеся против гнета, захватили в плен кромского воеводу. Толпа ехидничает над царским
прислужником-боярином. Люди готовы припомнить все горести, которые от него потерпели. Стегание плетьми, издевательства над детьми – и это лишь
немногое из того, что было на веку несчастных крестьян.
Появляются иноки Варлаам и Мисаил, которые обвиняют Годунова едва ли не во всех смертных грехах. И это еще больше гневит народ.
Привольно и устрашающе раздается по лесам и лугам песнь взбунтовавшегося люда, прославляющая кровь казацкую да силу поддонную.
Приходят гонцы Лжедимитрия - патеры-иезуиты. Однако это возмущает народ – люди не рады видеть на своей земле чужеземцев,
устанавливающих свой уклад. Крестьяне хватают патеров и несут их на осину. В лесу появляется Григорий в окружении своей дружины, шляхтичей и
иезуитов. Самозванец вызволяет кромского боярина. Он дает клятву народу встать на их защиту и даровать милости, и люди согласны наступать на Москву.
Разгорается пожар. Слышны смятенные удары колокола.
Боязно оглядываясь, возникает юродивый. Его искренне волнуют горести русского народа, которые не просто не утихнут, но и
разгорятся с приходом новой власти.
Эпизод седьмой.
В кремлевской Грановитой палате проходит заседание Боярской думы – решают, какой пытки заслужил самозванец. Приходит Шуйский. Боярин говорит, что
царь Годунов, будучи в тереме, не мог избавиться от навязчивого видения убитого царевича Димитрия. Бояре и сами видят, что происходит с правителем:
он вбегает в палату, крича: "Чур, чур, дитя!"
Однако, созерцая перед собой заседание, Годунов приходит в себя и молит у них о помощи. Шуйский льстиво сообщает Борису, что
пожаловал старец, готовый рассказать о великой тайне. Царь решает его выслушать. Приходит Пимен. Он рассказывает о чудесном исцелении хворого,
которое случилось на могиле Димитрия, и это становится последней каплей для Бориса. Он падает в обморок.
На несколько минут придя в себя, отходящий в мир иной Годунов просит сына Федора охранять царство: не доверять боярам,
контролировать связи с Литвой, безжалостно судить изменников. Царь умирает.
Пораженный царевич, отдав последние почести отцу, встает с колен. Шуйский становится на его пути к трону.