Опера «Дети Розенталя» композитора Леонида Десятникова
Либретто авторства несравненного Владимира Сорокина
Дирижером-постановщиком выступил Александр Ведерников. Режиссура - Эймунтас Някрошюс. Оформление сцены - Мариус Някрошюс. Костюмер - Надежда Гультяева. Концепция света - Дамир Исмагилов. Хормейстер - Валерий Борисов.
Мировая премьера спектакля, созданного по заказу Большого театра, прошла 23 марта 2005 года.
Описание
Талантливый ученый Алекс Розенталь появился на свет в Берлине в 1910 году. Двадцать второй год его жизни ознаменовался
замечательным событием – ему присвоили звание профессора биологии. В 26 лет он открыл, что создание можно копировать через бесполое размножение.
Розенталь окрестил это дублированием, провел эксперименты на животных и спустя полтора года смог вывести полученные таким путем жизнеспособные копии
крыс и лошадей. Тридцатые годы для ученого ознаменовались смелым шагом – он пробовал дублировать «венец природы», сам был в качестве подопытного
кролика. Однако нацистам не пришлись по душе планы исследователя, и его научная лаборатория была уничтожена. Розенталю пришлось переехать в СССР –
здесь он смог продолжить свою деятельность. 7 марта 1940 года в Советском Союзе был создан первый в своем роде дубль человека. КПСС пришлись по душе
смелые дерзновения, и было решено дублировать стахановцев. Из рук самого Сталина Розенталь получал награду. Однако биологу представлялись совсем
иные дали, грезились совсем иные высоты. Алекс мечтал воссоздавать великих талантов прошлого.
Действие I
Эпизод 1. Сцена 1.1975 год июнь. Научная лаборатория исследователя.
Биолог вместе со своими последователями планирует дублировать Моцарта. Сохранились части тела, которые размещают в лабораторную
установку. Ученые надеются скорей получить результаты. Композитор будет пятым среди дублированных вечных гениев от музыки - Чайковского, Верди,
Мусоргского, Вагнера.
Сцена 2. 1975 год, июнь. Березовая рощица неподалеку от жилища Розенталя.
Опыт по дублированию Вольфганга Амадея протекает хорошо, и генетик позволяет себе отвлечься на уже созданных композиторов.
Вагнер, волнуясь, рассказывает своему «отцу» о ночном кошмаре, однако тот твердит ему в ответ о великой судьбе композитора: "Музыка - пламень
небесный!»
Ученый говорит, что скоро возродится Моцарт, и эта новость очень радует дублей.
Эпизод 2.
1976 год, март. Обитель генетика.
Все в ожидании Моцарта. Няне приходят на ум мысли о возникновении других дублей. Чайковский волнуется. Он всегда возвеличивал
Моцарта, а теперь тот будет в роли его младшего брата. Приходит Розенталь с новорожденным. Композиторы становятся вокруг колыбели с младенцем, думая
о своем детстве и щедрых подарках Сталина. Их «отец» вспоминает о том, как началась его деятельность, которую генетик держал в секрете от
руководства СССР. Мысли его сменяют цитаты из партийных директив, касающиеся дублирования.
Цепь сменяющих друг друга партийных руководителей указывает на ход времени: 1976 год переходит в 1992. Ученый отошел в мир иной,
и несколько дублей (Моцарт отметил свое 16-тилетие) понимают, что здесь они никому не нужны.
Действие II
Эпизод 3.
1993, зима. Столица России, Комсомольская площадь.
В Москве на вокзале, как обычно, все суетятся – кому-то скоро отправляться, кто-то зовет заказать такси, купить товар. «Низшие
слои» общества тоже не бездействуют – бомжи сокрушаются, наперсточники обманывают, проститутки предлагают себя. Здесь возникают наши герои. Им
приходится работать уличными музыкантами. Их творчество приходится по душе завсегдатаям вокзала, а более всего - проститутке Тане. Моцарту льстит ее
восхищение. Дубли уходят в привокзальную столовую, оставляя наедине влюбленных.
Эпизод 4. Сцена 1.
Парочка объясняется в чувствах. Пришел вечер, пора проституток, однако Таня не идет к ним. Это возмущает ее сутенера Келу. Чтобы девушка не
оставалась ему должна, Верди в качестве выкупа отдает Келе золотые часы «отца»-генетика. Брат восхищен их любовью, а сам Моцарт зовет композиторов
на свадьбу. Кела жаждет мести.
Сцена 2.
Обитатели вокзала веселятся на празднике, дубли поздравляют молодоженов. Через полчаса братья и жена Моцарта уедут в Крым, где надеются встретить
лучшую судьбу. Мусоргский просит у бармена бутылку водки – выпить "на посошок". Но сюда добавил яд Кела. Таня и композиторы выпивают содержимое
стаканов. Перед смертью у них перед глазами проносятся тяжелые мгновения детства. Усопшим воздают последние почести Беженец и Торговка.
Эпизод 5.
Прошло пару дней, все происходит в клинике скорой помощи им. Склифосовского. Моцарт приходит в себя, ему говорят, что его «братья» и возлюбленная
отошли в мир иной, в живых остался лишь он, потому что в прошлой жизни имел дело с ядом.
Моцарту представляются призраки – композиторы напевают любимые мотивы, девушка мечтает о так внезапно оборвавшемся южном счастье.
Он понимает, что дорогих людей больше нет, они покинули его, оставили одного на произвол судьбы.