Либретто, написанное Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики по увлекательному роману Альфреда Мюрже «Сцены из жизни богемы».
В качестве дирижера - Петер Феранец. Режиссер - Федерик Мирдита. Декорации - Марина Азизян.
Спектакль представляется зрителям на итальянском языке, сопровождается русскими супратитрами. Впервые был показан 20 февраля 1996 года.
Идет на протяжении 2 часов 50 минут с двумя антрактами.
Описание
Действие I
Эпизод 1.
Мансарда.
В мансарде, не согреваемой огнем, живописец Марсель творит картину "Переход через Красное море". Здесь настолько холодно, что нет
сил держать кисть. Друг Марселя, поэт Рудольф, завистливо взирает на испускающие дым трубы парижских домов. Из-за того, что у их хозяев нет средств,
нечем затопить печку. Марсель тоскует по своей легкомысленной возлюбленной Мюзетте. Друзья отпускают едкие шуточки на тему его пылких чувств. Решая,
что же лучше пустить в печь – стул, который им придется ломать, или неоконченную картину – Рудольф, решив пожалеть "Красное море", отдает на
растопку свою драму. Первый акт его произведения согревает комнату.
Их друг, философ Коллин, приходит с кипой книг, которые хотел заложить. Однако сегодня сочельник и все ломбарды закрыты.
Пессимистичные прорицания о скором апокалипсисе сменяются оживленными восклицаниями, обращенными к теплой печке. К сожалению, она очень быстро
«съедает» творение Рудольфа.
Добродушные шутки на тему того, что драма слишком недолговечна, прерываются с возникновением последнего представителя их
творческого квартета – музыканта Шонара. Он выкладывает вкуснейшее угощение, вина и сигары, а самое главное - дрова. Поглощенные этим зрелищем,
друзья не обращают внимания на желание Шонара поведать им свою историю. Музыкант повстречал англичанина, нанявшего его развлекать надоевшего
попугая. Успех принес деньги. Шонар зовет друзей откушать лакомства Латинского квартала.
Радости «творцов» мешает домохозяин Бенуа, настаивающий на внесении просроченного платежа за жилье. Друзья показывают деньги,
спаивают его и заводят разговор о похождениях хозяина. Изобразив негодование, они выпроваживают «распутника», не отдав деньги. Шонар делится с
друзьями заработком, и неразлучная четверка идет в облюбованное кафе. Рудольф на пару минут задерживается, чтобы дописать статью.
Появляется Мими - воздушное создание, обитающее по соседству. Она обращается с просьбой разжечь потухшую свечу. Сильный кашель
вынуждает девушку задержаться. Рудольф покорен милой Мими. Выйдя, девушка снова возвращается: она забыла в комнате ключ от своей двери.
Сквозняк тушит их свечи. В темноте юноша и девушка пытаются отыскать ключ. Рудольф предается мечтам – он строит воздушные замки,
в которых является миллионером и поэтом одновременно.
Мими начинает рассказ о себе. Она зарабатывает на жизнь вышиванием, и бедное существование скрашивают лишь сладостные "сны,
несбыточные фантазии". Друзья, уставшие ждать Рудольфа, зовут поэта. Он говорит, что догонит их.
Мансарда заполнена мистическим лунным светом. Парочка признается друг другу в любви. Девушка вкладывает свою руку в руку парня, и
они идут в Латинский квартал.
Эпизод 2.
Латинский квартал.
Здесь празднование идет вовсю. Ярмарка, затеянная в честь Рождества, изобилует товаром. Теперь уже состоятельные друзья совершают
покупки. Шонар приобретает поломанный рожок, Коллин – стопу книг. Рудольф покупает для Мими чепчик. И лишь Марселю, поглощенному тоской по Мюзетте,
не интересны ни растраты, ни кокетство других девушек.
Друзья располагаются за столиком в кафе. Влюбленный Рудольф представляет Мими как свою музу. Девушку тепло принимают в компании.
«Творцы» просят принести изысканные кушанья. Не скрывающие своих чувств, Рудольф и Мими вызывают у разочаровавшегося в любви Марселя поток горестных
изречений на тему бесплодности сердечной привязанности.
В кафе приходит Мюзетта, которую сопровождает состоятельный поклонник Альциндор. Всегда привлекающая к себе внимание окружающих,
она старается обратить на себя взор Марселя. Художник, несмотря на все старания, не может казаться равнодушным.
Мюзетта, вызывая негодование Альциндора, исполняет песенку, посвященную Марселю. Выпроводив своего новоявленного поклонника в
магазин за очередной парой обуви, она кидается в объятья Марселю. Официанты приносят счета, которые поражают друзей величиной суммы, однако Мюзетта
распоряжается передать их Альциндору.
Браво марширующие охранители ночного порядка играют вечернюю зорю. Благодаря этому друзья успевают уйти из кафе. Альциндор
оказывается перед необходимостью оплатить все счета.
Действие II
Застава д'Анфер.
Вновь воссоединившаяся парочка находит временное жилье – они располагаются в незамысловатой харчевне на окраине Парижа, недалеко
от заставы д'Анфер. Приютившему их хозяину Марсель также старается отплатить добром – он рисует вывеску.
На дворе зима, светает. Дворники и крестьянки, желающие продать товар, ожидают, когда им разрешат войти в город.
Мими появляется у Марселя и поведывает художнику о своих тревогах. Девушка понимает, что Рудольф испытывает по отношению к ней
настоящее чувство, однако он не верит в верность возлюбленной и хочет ее бросить. Марсель признается, что друг появлялся у него ранним утром и,
изможденный душевными метаниями, лег спать. Недавно обретший потерянную любовь, юноша выступает за расставание – точно так же, как и легкомысленная
Мюзетта, он настроен на отсутствие глубокой привязанности. Узрев выходящего из харчевни возлюбленного, Мими скрывается.
Рудольф, делясь с другом своими мыслями, настаивает на том, что его возлюбленная флиртовала с другими мужчинами, а потому он не
представляет их дальнейшие отношения. Марсель не верит, и поэт признается в том, что настоящая причина желания расстаться – неизлечимый недуг Мими.
Плохие условия жизни в их комнате лишь приближают неизбежный исход. Марсель не в силах сделать так, чтобы девушка не услышала нелегкую правду.
Внезапный приступ кашля раскрывает Мими. Раскаивающийся Рудольф обнимает возлюбленную, а в это время подозрительный Марсель, разозленный
заигрывающим смехом Мюзетты, направляется в харчевню.
Похоже, уже и Мими готова расстаться с Рудольфом. Она обращается к нему с просьбой собрать ее вещи и оставить у привратника.
Сладостные воспоминания об отношениях отдаются в их сердце болью и задерживают девушку. В тот же момент в харчевне происходит сцена выяснения
отношений между Марселем и Мюзеттой, которая опять намерена уйти от незадачливого художника. Рудольф и Мими хотят отложить разлуку до весны.
Действие III
Мансарда.
Проходит несколько месяцев. Поэт и живописец опять одни в своей комнатушке. Друзья притворяются прилежными работягами, но ни один
из них не может выкинуть из головы приносящие боль воспоминания о былом счастье. Украдкой они созерцают символы любви: Марсель разглядывает портрет
Мюзетты, а Рудольф наслаждается видом чепчика Мими.
Входят Шонар и Колен. Они принесли только черствый хлеб и селедку. Четверка язвительно обыгрывает светский застольный этикет.
Когда друзья веселятся, в комнату вбегает Мюзетта: Мими испускает дух. Стремясь перед смертью увидеть Рудольфа, девушка, собрав остатки сил, дошла
до мансарды.
Несмотря на отсутствие денег, каждый стремится как-то помочь умирающей. Марсель продает дорогие серьги Мюзетты и приносит ей
лекарство, Мюзетта отдает девушке свою муфту. Она внушает Мими, что это ей подарил Рудольф. Несчастной девушке, наконец, есть чему порадоваться, и
она засыпает. Марсель говорит, что вскоре пожалует врач. Мими отходит в мир иной…