Игорь Федорович Стравинский, русский композитор, появился на свет в городе Ораниенбауме что вблизи с
Санкт-Петербургом 5 июня 1882 в семье музыкантов. Его отец был оперным певцом. Стравинский начал сочинять музыку, не имея музыкального образования.
Только уже в двадцатилетнем возрасте он начал брать уроки композиции у Н.А. Римского-Корсакова, который направил Стравинского к русскому фольклору в
музыке.
Первым крупным произведением композитора стала одна из самых блестящих его партитур – Жар-птица (1910) балет постановка по
русской сказке. Это произведение Стравинский написал по заказу Сергея Дягилева, известного импрессарио в балете, который готовил ряд спектаклей
русского балета в Париже. Эта работа полностью пронизана национальными мотивами. В 1911г. композитор закончил работу над балетом «Петрушка». В
произведении Стравинский в живых и достоверных образах воспроизвел картины русской масленицы. В написании третьего балета «Весна священная» (1913)
композитор полностью отклоняется от прежней музыкальной традиции и свободно использует неразрешенные диссонансы и постоянно изменяющиеся ритмы
исключительной сложности. Балет «Весна священная» была поставлена в Париже «Русским балетом» Дягилева 29 мая 1913г. Публика встретила произведение
бурным негодованием, а само его имя стало символом ультрасовременных направлений в музыке.
Перед Первой мировой войной Стравинский принял решение переехать во Францию, где жил до 1939 года, пока не переехал в США.
Изгнание композитора из родины, хотя и добровольное, послужило постепенному исчезновению из произведений автора элементов русского фольклора, и
направленности на классицизм и религиозной тематике. Так, если по началу в партитуре «Истории солдата» (L'Histoire du soldat, 1918) для семи
инструментов, а также в кантате «Свадебка» (Les Noces, 1920) еще присутствуют русские темы, то в более поздних работах этого периода они полностью
отсутствуют. Это такие работы, как Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет Аполлон Мусагет (Apollon Musagete, 1927) и преимущественно
кантата Симфония псалмов (A Symphony of Psalms, 1930). Тогда же он сочиняет балеты Пульчинелла (Pulcinella, 1920, на темы Перголези) и Поцелуй феи (Le
Baiser de la fée, 1928, на темы Чайковского). Его Симфония (Symphony in Three Movements, 1945) состоящая из трех частей – синтез неоклассицистской
манеры и революционного стиля Весны священной.
Заслуживает внимания также такие работы композитора, как операторий на латинский текст «Царь Эдип» (Oedipus Rex, 1927). В этой
работе драматизм достигается с полной силой благодаря скупым техническим средствам, а также в самой высокой степени проявляется художественный
аскетизм автора.
Опера «Похождение повесы» (The Rake's Progress, 1951) знаменует еще одну стилистическую линию творчества Стравинского, в которой
автор использует элементы комедии, моралите и мелодрамы как шутливо-назидательное единое целое.
В 70-летнем возрасте Стравинский освоил 12-тоновую систему композиции, которую использовали Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. Эта
манера написания нашла воплощение в таких работах, как: балет «Агон» (Agon, 1957) для 12 танцовщиков и духовная
кантата на библейский текст «Плач пророка Иеремии» (Threni, 1958) для солистов, хора и оркестра. Ритмика, полифония и тембровая палитра этих
додекафонных сочинений свидетельствуют о неповторимой манере Стравинского.