Родион Константинович Щедрин родился в Москве 16 декабря 1932 года в «музыкальной» семье. Образование
Щедрин получил в Московском хоровом училище (сегодня имени А.В. Свешникова). Дополнительно в 1955 году окончил Московскую консерваторию по классам
композиции Ю.А. Шапорина и фортепиано Я.В. Флиэра, а в 1965 – 1969 гг. работал здесь преподавателем. Позже Щедрин занимал руководящие должности в
Союзе композиторов, выступал в качестве пианиста, играя свою музыку.
Известность к композитору пришла очень рано. Его работы театрального жанра, такие как балеты «Конек-горбунок» (1960) ,
«Кармен-сюита» (1967), «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1986), оперы «Не только любовь»
(1961), «Мертвые души» (1977) были поставлены в Большом театре.
В 1960-е годы очень популярными были работы композитора, такие как: концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963), работа,
написанная на основе фольклорного материала; ораторий «Ленин в сердце народном» (1969), за который Щедрин получил Государственную премию; Поэтория
для чтеца, женского голоса, хора и оркестра на стихи А.А. Вознесенского (1968). Причем в последней работе партию чтеца исполнял сам автор.
Начало композиторской деятельности ознаменовалось применением автором в своих работах довольно традиционного фольклоризма. Позже
Щедрин совмещал в работах элементы народного искусства и «авангардные» техники, такие как элементы додекафонии, сонористики и т.д. Для его
многочисленных фортепианных произведений характерен жестко-ударный, но конструктивный и виртуозный стиль.
Свое творчество композитор проявляет в разных жанрах. Он пишет концерты для различных составов инструментов, оркестровые сюиты,
произведения кантатного типа.
Родион Щедрин является композитором оперы «Лолита» по В.В. Набокову.
Хотя сам композитор считает свой стиль «пост-авангардным», его можно признать «эклектическим», но это далеко не вносит сомнений в
наличие большого композиторского искусства, виртуозной техники, письма оркестрового и письма инструментального.