Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда (Куньинский район) на
Псковщине.
Детские годы композитора прошли в имении родителей. С шести лет Мусоргский со своей матерью занимался музыкой.
В 1849 поступил в Петербурге в Петропавловскую школу. В 1852 – 56 гг. обучался в Школе гвардейских подпрапорщиков. В это же время
ему удается учиться музыке у пианиста А. А. Герке.
Первое произведение для фортепиано – полька «Подпрапорщик» было издано в 1852.
В 1856 – 57 гг. он знакомится с людьми, которые оказали на него и его музыкальное развитие большое влияние – А. С. Даргомыжским,
В. В. Стасовым и М. А. Балакиревым.
В конце 50-х – начале 60-х гг. Мусоргскому удается написать ряд инструментальных произведений и романсов. В этих произведениях
начинают проявляться некоторые черты его индивидуальности. В 1863 – 66 гг. трудится над оперой «Саламбо» (по роману Г. Флобера. Однако не
заканчивает ее). Эта опера отличается драматизмом народно-массовых сцен.
В 60 годах Мусоргский имеет мировоззрение близкое идеям революционных демократов. Он создает песни и романсы на слова Т.Г.
Шевченко, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского. Также он пишет и на свои собственные тексты – «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни,
крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и прочие.
«Ночь на Лысой горе», созданная в 1867 году, отличается богатством звуковых красок. Как эксперимент рассматривали неоконченную
оперу композитора – «Женитьба» (по Гоголю). В этой опере вокальные партии основаны на претворении интонации живой разговорной речи.
Среди произведений Мусоргского величайшая опера «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина).
Первую редакцию оперы дирекция императорских театров не приняла к постановке. После переработки оперу поставили в Мариинском театре в Петербурге,
предварительно сократив ее.
В 70-х гг. Мусоргский создает "народную музыкальную драму" «Хованщина» (либретто М., начата в 1872) и комическую оперу «Сорочинская
ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-80). Идея создания была подсказана В. В. Стасовым. В это же время он создает вокальные циклы «Без солнца» (1874),
«Песни и пляски смерти» (1875 – 77), сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874) и др.
Последние годы жизни композитора ознаменовались тяжелой депрессией, которая была вызвана одиночеством и непринятием его
творчества, затруднением как бытового, так и материального характера.
Умер он 28 марта 1881 года в Петербурге в Николаевском солдатском госпитале в нищете.
После его смерти были оркестрованы и отредактированы «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959), а
также завершена «Сорочинская ярмарка» В. Я. Шебалину (1930).
Творчество Модеста Петровича Мусоргского оказало большое влияние на: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси
и других.