Балет «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии Петра Чайковского
Хореограф-постановщик - Леонид Мясин. Балетные сцены - Лорка Мясин. Ассистент балетмейстера - Камерон Базден. Декорации - Игорь Чапурин. Дирижер-постановщик - Александр Титов. Постановочное освещение - Михаил Соколов.
Балет написан для труппы Русский балет Монте-Карло. Художественные руководители - Рене Блюм и полковник де
Базиль.
Всему миру постановка была представлена на сцене Оперы Монте-Карло 13 апреля 1933 года.
Впервые в Большом театре спектакль был показан 14 апреля 2005 года вместе с балетами «Треуголка» и
«Парижское веселье».
Леонид Мясин рассказывает о «Предзнаменованиях» в ярких красках. После того как он увидел красоты Сицилии, в
голове хореографа родились мысли о том, что необходимо во что бы то ни стало сотворить балетную интерпретацию Пятой симфонии
Чайковского. Не раз автор постановки наслаждался этим замечательным произведением, а потому считал, что оно, посвященное
Человеку и его жизненному пути, может явиться прекрасным исходным материалом для творческих изысканий. Однако композитор был
уверен, что балет должен в себе содержать не только отвлеченное изображение мелодии в виде танца, вслепую копирующее ее
содержание. Это было своеобразным экспериментом для Леонида, в ходе которого были убраны классические дуэты и привычное
отображение действа мужскими и женскими персонажами. Никакой симметрии и расчерченности, никакой банальности и обыденности,
только плавные движения и изогнутые линии в статичных позах. Композитор решил претворить в жизнь свои великолепные задумки, не
просто отображая развитие хореографических блоков, но и раскрывая их, расширяя и создавая новую группу движений, новый образ. Он
вложил душу в созданное им творение, максимально четко выразив свое видение Пятой симфонии Чайковского.
Балет должен был включать в себя четыре составных части. Первая описывает жизнь такую, какая она есть: с ее
преградами, призывами и искушениями, водоворотом событий, вихрем мыслей. Вторая изображает яркие чувства, соревнование между
божественной и людской любовью. Третья рисует беззаботность и ветреность. Четвертая же возносит нас на пик эмоций, крупными
мазками выписывая картину пребывания «на грани», вызванную максимальным выражением конфликта в жизни человека.
Создавая в мыслях образ танца, Леонид Мясин искал вдохновение в сооружениях времен классической эпохи -
Селинунт, Агридженто и Пестум. Монолитные масштабные постройки поразили воображение композитора. Плавность очертаний, внезапно
сменяющаяся резкостью и угловатостью, настраивала на нужный лад. Именно эта необычная разница побуждала стремиться уравновесить
сочетание линий, установить настоящую гармонию, настолько характерную большинству древних сооружений. Так осуществляется связь
времен – благодаря чуткому сердцу шепот старины смог зазвучать в полную силу для наших современников