Премьера в Большом театре состоялась 12 марта 2004 года.
(Впервые был показан на сцене Сити центра в Нью-Йорке 29 марта 1960 года.)
Идет с балетами "Кончерто барокко", "Агон", "Симфония до мажор".
Общая продолжительность - приблизительно 2 часа 45 минут.
Кто заказывает музыку
За восемь минут, что длится этот бравурный танец, Баланчин предлагает танцовщикам продемонстрировать всю виртуозность, на какую
они только способны.
Интересна история приключений музыки этого па де де. Чайковский написал ее по просьбе ведущей балерины Большого театра Анны
Собещанской, готовившейся выступить в роли Одетты-Одиллии. (Долгую счастливую жизнь "Лебединому озеру" обеспечила петербургская постановка Мариуса
Петипа и Льва Иванова, но написан этот балет был по заказу Большого театра, где в 1877 году и увидел впервые свет рампы.)
Собещанская должна была танцевать премьеру, но была допущена только к четвертому представлению. Зато, посмотрев первые, она
пришла к выводу, что Одиллия в третьем акте нуждается еще в одной вариации, чтобы иметь возможность ярче "проявить" себя. Так родился маленький
шедевр Чайковского - музыка к "черному" па де де, дуэту Одиллии и Принца Зигфрида.
Однако в печатное издание партитуры "вставной номер" вставлен не был, вследствие чего в конце концов затерялся. Обнаружили его в
архивах Большого театра лишь в 50-е годы XX века. Баланчина, большого поклонника и знатока музыки Чайковского, заинтересовала эта находка. Получив
ноты из фонда Чайковского, он понял, что его ожидания оправдались как нельзя лучше. "Я решил, что эта музыка станет аккомпанементом для па де де
наших самых блестящих танцовщиков", - так прокомментировал он свое первое впечатление от нее.
Премьера состоялась на сцене Нью-Йорк Сити центра 29 марта 1960 года. Виртуозное па де де исполнили Виолетт Верди и Конрад Ладлоу.
Блестящая танцовщица Виолетт Верди стала основным педагогом по технике Баланчина в Большом театре - она помогала готовить
премьеру вечера хореографии Баланчина.