Балет «Misericordes (Милосердные)» - это одноактный балет, поставленный английским хореографомКристофером Уилдоном в Большом театре.
Воспользовавшись музыкой Третьей симфонии Арво Пярта, в Большом создали
философский балет. Арво Пярт специфичен, не все принимают его творчество. Сербский композитор Горан Брегович, постоянно
работающий с режиссером Кустурицей, так отзывается о Парте: «Это и музыкой назвать сложно».
Балет «Misericordes» задумывался, как «Гамлет», но первоначально обозначенные границы расширились, и
получилась вневременная абстракция, которую со средневековьем связывают лишь роскошные костюмы, созданные Полом Грегори
Тейзвеллом. Мрачное настроение на сцене обеспечивается багрово-фиолетовым светом, выстроенным художником по свету Марией
Луизой Гайгер.
В главной роли - Дмитрий Гуданов. Он танцует интересно, но неровно. Рисунок танца состоит из классической
части, пантомимы и свободной пластики. Наиболее удачными в балете являются ансамблевые сцены. Хотя критики замечают: не всегда
удается синхронность и проглядывают проблемы с координацией.
Несмотря на всю сложность и неоднозначность спектакля, его тепло приняли зрители. Большой театр представлял
его на лондонских гастролях. Правда, в гастрольных афишах балет обозначили как «Эльсинор». Режиссер Уилдон надеялся, что это
облегчит понимание философии спектакля и свяжет в умах английской публики абстрактное действо и шекспировское произведение. На
чуткость и проникновенность же российской аудитории Уилдон сделал ставку – называя балет латинским словом, он желал подчеркнуть
религиозность и соборность, создаваемые нестандартной хореографией.
В общем, критики признают балет «Misericordes» достоянным внимания. Руководители Большого театра ставили его
в репертуар десять раз в прошлом сезоне и не намерены выводить его из регулярной программы новой театральной осенью. Так что
каждый желающий может снова или с чистого листа проникнуться вдохновением режиссера, мистикой композитора и пластикой артистов.