Юмористический балет «Светлый ручей» композитора Дмитрия Шостаковича
Либретто авторства Адриана Пиотровского и Федора Лопухова.
Хореография Алексея Ратманского. Дирижер-постановщик - Павел Сорокин. Оформление сцены - Борис Мессерер. Постановочное освещение - Александр Рубцов.
Впервые спектакль был показан 18 апреля 2003 года.
Идет с одним антрактом на протяжении 2 часов 5 минут.
Описание
Действие I.
Эпизод 1.
Небольшой, окруженный степью полустанок расположился около железной дороги Северного Кавказа. Незаметно
пришла осень. Колхозы окончили сбор урожая и сев культур.
Намечается праздник в честь окончания полевых работ. В качестве гостей ожидают артистов из столичного театра.
Собрались работники расположенного рядом колхоза "Светлый ручей", чтобы встретить знаменитостей. Тут как тут передовик и
зачинатель веселых забав - пожилой, но жизнерадостный и вызывающий всеобщую симпатию Гаврилыч, юная местная активистка Галя с
парнями, собравшая для гостей яркий букет из полевых цветов, а также проходящий практику агроном Петр вместе со своей супругой
Зиной, всегда полной идей. В довершение ко всему к этой пестрой публике присоединяются дачники: семейная пара – мужчина в летах
и желающая произвести впечатление молодой женщина. Их будни достаточно скучны, а потому, чтобы хоть как-то развеяться, они
решили посмотреть выступление. Зина, известная своим умением «строить воздушные замки», увлечена чтением. Петя старается
развеселить ее, при этом не забывая о других. Зина остается, а весь коллектив направляется на платформу. Возбужденно
переговариваясь, колхозники возвращаются обратно в компании с артистами. Их трое - гармонист, балерина и ее партнер. Зина узнает
танцовщицу. Девушки радуются возможности пообщаться, они – давние подруги. Много воды утекло с тех пор, когда дамы учились азам
мастерства в балетной школе.
Зинина судьба повернулась необычным образом – она сыграла свадьбу с агрономом и уехала в колхоз. Все позабыли
о том, кем она была. Девушки с интересом разглядывают друг друга.
Балерина подначивает подругу: "Забыла ли ты свои танцы?" Не тут то было: Зина готова доказать обратное.
Веселое соревнование двух девушек помогает колхознице вспомнить былые времена. Но недолог этот час: к ним подходят Гаврилыч и
муж Зины.
Жена знакомит Петра с балериной. Он восхищен ею, такой удивительной и талантливой. Муж начинает ухаживать за
подругой Зины. Последняя чувствует укол ревности.
Эпизод 2.
Смеркается. Красивый вид широкого поля с причудливыми вкраплениями в виде стогов – дело рук полеводческой
бригады "Светлого ручья", убравшей пшеницу. На следующий день ожидается праздник урожая, в преддверии которого колхозники
чувствуют оживление. К ним подходят артисты, которых представляет Гаврилыч. Обе бригады радостно приветствуют друг друга. Дело
движется к импровизированному празднеству. Артисты дарят подарки передовикам колхоза. Граммофон вручается Гаврилычу, красивое
шелковое платье заслужила лучшая доярка.
Звучат искренние поздравления, плавно перетекающие в танцы. Инициаторы – престарелые "инспектора по качеству"
во главе с Гаврилычем.
На сцене - припоздавшие дачники. Им тоже никуда не деться от участия в пляске. Исполняется старинный шаконь.
Затем танцуют девушки, зажженные идеей выдумщицы Зины. Веселье продолжается дуэтом доярки, наряженной в новое платье, и
разбитного тракториста Коли. Гаврилыч включает граммофон и просит артистов исполнить свой танец.
Им неудобно выступать в повседневной одежде, но не хочется и обижать приветливых колхозников, портить им
праздник. Окруженные стогами сена, они исполняют импровизацию. Каждый по-разному относится к танцу. Дачники засматриваются на
артистов (супруг - на прекрасную балерину, супруга - на ее партнера). Зина откровенно ревнует Петра.
Молодой агроном покорен танцовщицей. Колхозница Зина теперь в его глазах ассоциируется с обыденностью, она не
настолько яркая и впечатляющая женщина, как балерина.
На фоне этих душевных метаний героев продолжается празднество. Теперь романтичный танец исполняют гармонист и
Галя. На смену им приходят лихо отплясывающие полеводы – кубанцы и кавказцы. Их задор передается каждому из присутствующих.
Веселье выплескивается через край.
В конце концов, все утомляются и решают подкрепиться.
Дачник тайком сообщает танцовщице, что хотел бы с ней встретиться. Его жена делает то же самое с балеруном.
Зина подавлена, у нее на глазах слезы. Молодежь и Гаврилыч пытаются ее успокоить. Но тут на сцене появляется подруга Зины. Она
клянется, что вовсе не заинтересована ее мужем. Танцовщица советует Зине поведать всем о предыдущей профессии.
Зина принимает ее предложение, и они исполняют совместный танец. Изумлению присутствующих нет предела.
Балерина предлагает подшутить над изменниками. Она хочет переодеться в одеяние партнера и встретиться с молодящейся дачницей.
Танцовщик примеряет женское одеяние - он идет на свидание к дачнику. Зине же, переодетой в костюм танцовщицы, предстоит охмурять
собственного мужа.
Действие II.
Эпизод 3.
На дворе ночь, теплая погода. Действие происходит на лужайке, заботливо украшенной по краям матушкой природой
кустами и деревьями. В центре ее - молодежь. Появляются и опоздавшие дачники, которых радостно принимают. Гармонисту пришлась по
душе Галя, которая задорно плясала с ним днем. Он шепнул девушке, что еще приедет в эти края и надеется, что она его дождется.
Доярка в смятении. Дачник, его супруга и агроном спешатся напомнить приглянувшимся им артистам об обещанном свидании. После
этого молодежь уже не сомневается в своем желании проучить их. Заговорщики быстро переодеваются: танцовщица облачается в костюм
партнера, танцовщик - в женское облачение и Зина - в театральное одеяние своей подруги. А тракторист Коля, желая поддержать
общее веселье, надевает шкуру собаки. Все в сборе. Но тут Галя сообщает, что и ей пришло приглашение от гармониста. Эта новость
могла бы нарушить все планы, однако выход из щепетильной ситуации находит остроумный тракторист. Он предлагает Гале все же
решиться на свидание, но сам, будучи в шкуре собаки, не даст подойти гармонисту к девушке. Вот и все решено. Галя дожидается
поклонника, Коля наготове. А вот и гармонист. Он не может понять, что происходит, почему здесь сидит собака. К тому же пес
оказывается лихого нрава и бросается на гармониста. Однако за шкурой человека не скроешь, и тот, над кем решили подшутить,
понимает замысел. Но он не в обиде на подтрунивание и готов поддержать заговор молодежи.
Ведя велосипед, к месту встречи приближается старый дачник. Он хочет предстать перед своей дамой мужественным
и красивым. За плечами у него ружье, патронташ и подзорная труба. Дачнику кажется, что эти вещи делают его привлекательнее в
глазах балерины. Старик в волнении, он давно уже не был на свидании. Здесь же появляется и его супруга. Она нарядилась в пуанты,
чтобы впечатлить понравившегося ей паренька. Пришло время действовать. Дачник замечает в лесу свою возлюбленную, стройную и
прекрасную, словно лесная нимфа (это - переодетый балерун). Старик, поглощенный чувствами, не замечает подвоха. Однако эта
ситуация приходится не по душе его супруге, которая из-за кустов наблюдает за происходящим. Ее страшит внезапно появившаяся
«собака» (переодетый тракторист), которая едет на велосипеде. Еще больше расстраивает женщину одетая в облачение партнера
танцовщица, которая глумится над ней. Вволю посмеявшись, балерина и Коля ретируются.
А вот и подоспел Петр. Он в нетерпении ожидает встречи с романтичной дамой, приезжей балериной. Однако вместо
столичной красавицы он встречает жену, переодетую в ее костюм. Возможно, именно облачение, да еще и изменившиеся манеры не дают
признать наскучившую Зину в великолепной танцовщице. Жена подтрунивает над мужем, раззадоривает его и прячется в кустах.
На смену романтике опять приходит паясничанье. Появляется дачник и наряженный балериной партнер. Шутовство
нарастает, страсти разгораются, достигая своего пика. Балерина, переодетая в мужское платье, выскакивает из-за кустов,
притворившись задетым влюбленным, и призывает обольстителя к участию в притворной дуэли.
Первой из незаряженного пистолета стреляет балерина. Он дает осечку. Затем право на выстрел переходит к
престарелому дачнику. Старик паникует, но все же берет переодетую танцовщицу на прицел. Однако, желая сымитировать выстрел,
заговорщик бьет в донышко ведра, и отзвук получается похожим на тот, который издал бы пистолет. Дачник как будто бы попадает в
«партнера балерины», падающего навзничь. Он в ужасе скрывается с места преступления. Как только старик ушел, "убитая" встает на
ноги и весело отплясывает. Ее танец сопровождается всеобщим ликованием заговорщиков.
Шутка подходит к завершению. Дачники приходят и осознают, что над ними посмеялись. Ночь кончается танцами.
Эпизод 4.
Пришло утро, а вместе с ним и праздник урожая. Красиво украшена лужайка. Люди ищут свободные места:
намечается выступление артистов.
Петр в нетерпении – он хочет увидеть прекрасную балерину, с которой, как он считает, встретился этой ночью в
лесу.
Однако агроном отказывается верить своим глаза - выступает не одна, а две балерины. Они прячут свои лица под
масками. Танец завершен. Петр, не в силах сдержаться, кидается к артисткам.
Они открывают лица. Молодой агроном в замешательстве, он осознает, что его обманули. Муж просит прощения у
Зины. В конце концов, их примиряют. Петр осознает, что его супруга – работящая активистка и великолепная балерина. Танцуют все!