Либретто: Жюль-Анри де Сен-Жорж, Мариус Петип. По повести Теофиля Готье "Роман мумии", редакция Пьера Лакотта.
Хореограф-постановщик - Пьер Лакотт (по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа). Художник-постановщик - Пьер Лакотт. Дирижер-постановщик - Александр Сотников.
Премьера состоялась 5 мая 2000 года.
Балет с двумя антрактами.
Длительность - 2 часа 55 минут.
Краткое содержание
Действие I
Картина 1
Юный англичанин лорд Вильсон странствует по Египту в сопровождении своего слуги Джона Булема. У основания пирамид они видят караван арабских
торговцев. Торговцы приглашают англичан в свой шатер.
Неожиданно налетает сильная буря. Путешественники и купцы находят укрытие в первой же пирамиде.
Картина 2
Страж пирамиды показывает неожиданным гостям гробницу, которая находится в глубине пирамиды. В ней вечным сном спит Аспиччия, дочь одного из самых
почитаемых правителей Египта.
Арабские купцы пристраиваются в углу и закуривают трубки с опиумом. Лорд Вильсон просит дать трубку и ему. Под действием паров он
засыпает. Опиумное облако окутывает и курильщиков.
Возникают фантастические картины: стены гробниц испаряются, мумии встают и выбираются из саркофагов. Следом за ними является их
властительница Аспиччия, дочь могущественного Фараона. Она склоняется над англичанином и кладёт ему руку на сердце. Случается волшебство: лорд
Вильсон и его слуга превращаются в египтян. Отныне Вильсона зовут Таор, его слугу - Пассифонт.
Очарованный великолепием принцессы, Таор желает пойти за ней, но Аспиччия растворяется в прозрачной дымке.
Картина 3
Таор и его слуга Пассифонт отправляются в лес искать Аспиччию. Они обнаруживают ее, дремлющую на устланной зелёным мхом скале. Неподалёку устроились
ее спутницы, измученные зноем.
Таор крадясь, подходит к ней и кладет ладонь на грудь принцессе. Аспиччия открывает глаза и видит прекрасного юношу. Забыв обо
всем, влюблённые долго любуются друг на другом.
Издалека доносится звук охотничьих рогов. Аспиччия умоляет Таора скрыться. Ее служанка Рамзея, заметив чужого человека,
порывается спрятать госпожу. Появляются охотники и говорят, что по лесу мечется лев. Аспиччия вместе с охотниками кидается в погоню за львом. Им
удается окружить его, но неожиданно лев вырывается и прыгает в сторону дочери фараона. Таор видит эту сцену из укрытия. Он хватает лук, забытый
кем-то из охотников, стреляет и попадает в дикого зверя. Аспиччия спасена. Девушка теряет сознание, но Таор берёт ее на руки и уносит в спокойное
место.
Звуки труб сообщают о прибытии Фараона и его окружения. Увидев дочь на руках незнакомца, Фараон приказывает схватить его.
Аспиччия, придя в себя, говорит отцу, что Таор спас её и достоин похвалы. Гнев Фараона сменяется милостью. Он приказывает освободить юношу и
приглашает его в свои владения.
Действие II
Картина 4
Увидев Аспиччию в ее шикарных покоях, Таор признается девушке в любви. Появляется Фараон, окруженный огромной свитой вельмож и царедворцев. Следом
за ним входит Нубийский король, приехавший просить у Фараона руки Аспиччии. Фараон Египта согласен отдать ему в жены дочь и подписать с Нубией
дружественный договор.
Узнав об этих намерениях, Таор приходит в ужас. Аспиччия, желая его успокоить, говорит, что никогда не будет принадлежать никому,
кроме Таора.
Фараон велит начать церемонию бракосочетания дочери. Таор с тоской напоминает Аспиччии, что в ближайшее время она выйдет замуж за
нубийца. Влюбленные решаются на побег.
В разгар торжества Таору передают ключ от секретной двери, через которую молодые люди покидают дворец.
Узнав об исчезновении Аспичии, Фараон приходит в ужасный гнев и велит поймать беглецов. Нубийский король, заметив секретную
дверь, кидается вдогонку со своей стражей.
Действие III
Картина 5
Таор и Аспиччия спрячутся в хижине рыбака на берегу Нила. С наступлением ночи рыбаки уходят на рыбную ловлю и приглашают неожиданных гостей
поучаствовать в ней. Аспиччия устала и отказывается. Таор предлагает ей отдохнуть и уходит.
Только Аспиччия остается в одиночестве, как в хижине появляется Нубийский король со своей свитой. Аспиччия в ужасе. Она понимает,
что свадьба с нубийцем навеки разлучит ее с Таором. Спасаясь от преследователя, принцесса кидается к окну и прыгает в воды Нила.
В этот момент в хижину входят Таор и Пассифонт. Заметив их, Нубийский король приказывает взять заговорщиков и угрожает отомстить
за побег принцессы.
Картина 6
Грозный Нил, властитель подводного царства, встречает Аспиччию в своих владениях и узнает в ней дочь могущественного правителя Египта. Но юная
принцесса мечтает только об одном – снова увидеть Таора. Речной бог исполняет ее мечту. По его велению, образ Таора видится то на вершине утеса, то
в прозрачных потоках водопада. Желая соединиться с любимым, Аспиччия умоляет властителя вод вернуть и ее на землю. Нил соглашается исполнить и эту
ее просьбу.
Картина 7
Дворец Фараона. Властитель Египта в отчаянии. Он приказывает привести Таора и угрожает казнью, если тот не признается, куда скрылась Аспиччия. Но
Таор не знает этого и сам.
Тогда Фараон приказывает предать Таора смерти от яда священной змеи. В этот момент издалека слышатся звуки бодрого марша: рыбаки,
найдя Аспиччию, приводят девушку во дворец.
Аспиччия бросается в объятия отца и говорит ему о своих злоключениях, о своих чувствах к Таору и об угрозах Нубийского короля,
который вынудил её прыгнуть в реку. Фараон разрывает договор, подписанный с несостоявшимся женихом, и велит ему удалиться. Аспиччия просит дать
свободу Таора, но Фараон не соглашается. Он не хочет простить Таору похищение дочери. И тогда Аспиччия сообщает, что готова погибнуть вместе со
своим возлюбленным. Подступив к священной змее, принцесса тянет к ней руку. Фараон в ужасе кидается к дочери. Тронутый ее храбростью и силой чувств,
он милует Таора и соединяет руки молодых. В разгар всеобщего веселья сцена наполняется облаками.
Картина 8
Вместо дворца Фараона снова появляется пирамида. Лорд Вильсон просыпается и с недоумением осматривается по сторонам. В тёмном углу он видит гробницу
принцессы. Светлая улыбка освещает лицо англичанина - ему вспоминается сказочный сон.