Впервые в Большом театре балет под этой редакцией был показан 12 марта 2004 года.
(На сцене спектакль появился в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро 27 июня 1941 года. Его исполняла труппа «Американский караван балета»)
Балет, сопровождающийся удивительными мотивами ре-минорного концерта, написанного для двух скрипок с оркестром И. С. Бахом, был
замышлен Баланчиным как урок в школе. В то время как он предполагался всего лишь средством для тренировки обучающихся в Школе американского балета,
спектакль стал одним из наиболее популярных его изобретений. Знаменитый талант намеренно использовал его в каждой новой труппе, с которой ему
приходилось сотрудничать.
Премьера прошла в 1941 году на сцене Муниципального театра Рио-де-Жанейро. Это было прославленное турне труппы под эффектным
названием «Американский балетный караван» по странам Латинской Америки. Цикл представлений был открыт не случайно – он приурочен к началу Второй
мировой войны. Таким образом, этот балет постепенно перекочевал в репертуар Русского балета Монте-Карло. Его история на данный момент завершается в
анналах известной труппы Баланчина «Нью-Йорк Сити балет». Фактически с самого начала ее существования балет прочно «осел» в репертуаре: в день
открытия, 11 октября 1948 года, его являли миру в числе двух других постановок.
Так, если понятие абстрактности балетов может быть хоть как-то охарактеризовано, к этому спектаклю в исполнении труппы Баланчина
мы можем применить описание наивысшей абстракции. Он не просто оживает при помощи удивительных музыкальных переплетений, он в точности описывает
малейшие полутона в мотивах.
Смены балетных партий великолепно передают смены партий инструментальных.
Баланчин высказывается об этой удивительной особенности так: "Каждый балетмейстер по-своему выбирает музыкальные пьесы для
хореографических номеров: кому безразличен классический танец, вряд ли обратит внимание на партитуры Баха и Моцарта, ну разве что из-за известности
этих композиторов. Но если постановщик танцев видит общее в развитии классической хореографии и классической музыки, знает и то, и другое, великие
партитуры станут для него неиссякаемым источником вдохновения. Повинуясь этому вдохновению, в трактовке музыкального произведения он постарается не
выйти за его рамки, не станет подгонять его под тот или иной сюжет. Если музыка действительно прекрасна и пригодна для хореографической постановки,
балетмейстеру не понадобятся никакие ухищрения: он сможет передать мысль и чувства только языком танца". ("Сто один рассказ о большом балете"
авторства Дж. Баланчина и Ф. Мэйсона. Указанная цитата содержится в рассказе о "Кончерто барокко".)
Общие мотивы
(Так балет преподносят зрителям в «Нью-Йорк сити балете»)
I часть, Vivace. Номер двух газелей воплощает собой мотивы двух скрипок. Мастерски танцующий кордебалет, состоящий из
восьми талантливых девушек, существует в качестве аккомпанирующего "инструмента". II часть, Largo: па де де танцора и ведущей солистки. III часть, Allegro: вся труппа танцовщиков на грани безумия изображает впечатляющие по своей тонкости синкопы и трепещущий ритм музыки
Иоганна Баха.